Налог с продаж и совершенствование налоговой системы РФ
Помимо шаблонного повышения налоговой нагрузки на бизнес можно найти и иные пути увеличения собираемости налогов. Один из них – замена ряда налогов Единым налогом с оборота и потребления. Некоторое время назад Правительство РФ в лице Минфина России ратовало за возвращение налога с продаж. К счастью, данное предложение не прошло в исходном виде, но, думается, вопрос о возвращении налога с продаж не закрыт, а лишь перенесен во времени, поскольку дефициты региональных бюджетов, связанные с предвыборными обещаниями Президента РФ, только растут.
Предлагаемое финансово-экономическим блоком правительства повышение ставки НДС, конечно, увеличит трансферты в региональные бюджеты, но все равно не сможет полностью закрыть дыры в региональных бюджетах. При этом экономическая обстановка в РФ заметно ухудшается, притом что социальные расходы бюджета не сокращаются, а военные только растут. Все это, несомненно, в ближайшей перспективе приведет к необходимости повышения налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков.
Подчеркну особо, что увеличение ставок налогов и введение новых налогов плохо отражаются именно на добросовестных налогоплательщиках. А вот бизнес, который не платит или виртуозно уменьшает свои налоговые отчисления, как не платил налоги, так и не будет этого делать.
Очень жаль, что чиновники финансового аппарата думают столь шаблонно и не пытаются найти другие пути для повышения собираемости налогов именно с тех лиц, которые недобросовестно уклоняются от уплаты налогов.
Для примера рассмотрим возможность введения Единого налога с оборота и потребления, который может заменить следующие налоги: 1) налог на добавленную стоимость; 2) страховые взносы («социальные налоги»); 3) налог на прибыль организаций; 4) налог, связанный с упрощенной системой налогообложения; 5) единый налог на вмененный доход; 6) налог на имущество организаций.
Особенности нового налога:
Плательщики: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Налог будет применяться ко всем сделкам, связанным с переходом права собственности на активы, принятием работ, услуг. Т. е. не имеет значения, наличным или безналичным путем производится оплата (это снимет возможные претензии к новому налогу, как это 2003 году сделал Конституционный Суд РФ в отношении налога с продаж).
Объект налогообложения, налоговая база: стоимость купленного, проданного товара, работы, услуги. Цена на товары, работы, услуги предполагается рыночной, в связи с этим необходимо сохранение налоговой нормы, определенной в ст. 40 ч. 1 Налогового кодекса РФ.
Ставка: 3%. Ставка налога может быть установлена (изменена) решением Правительства РФ каждые 3 года, исходя из параметров бюджета на предстоящий период.
Льготы: Нет. Все налоговые льготы должны иметь заявительный, а не самостоятельный характер, так как их наличие создает предпосылки к недобросовестному использованию, нелегальному уменьшению поступлений в бюджет и требует повышенного налогового администрирования.
Исчисление: момент проведения финансово-хозяйственной операции (операций). Именно поэтому целесообразно вовлечь банки в процесс автоматического изъятия налога со всех проходящих операций, попадающих под налогообложение. Таким образом, банки станут налоговыми агентами (включая элементы налогового контроля).
Это обеспечит непрерывное поступление налогов в бюджеты всех уровней. Для оставшейся части сделок (розничные сделки, оплата ценными бумагами, взаимозачет, бартер и т. п.) предлагается расчет суммы налога по итогам каждого месяца.
Уплата: 1) в момент проведения финансово-хозяйственной операции, если она осуществляется по безналичному расчету; 2) для всех других операций – до 5 числа месяца, следующего за отчетным. При безналичных расчетах удержание (уплата) налога будет производиться банком автоматически и фактически не требует особого контроля. Такой сжатый срок обусловлен легкостью расчета налога и является предпосылкой того, что больший срок уплаты дает большие возможности для манипулирования самим налогом.
Налоговый период: 1 месяц – исходя из необходимости избежать излишнего манипулирования налогом налогоплательщиками. Но, учитывая желание уменьшить затраты на налоговое администрирование, можно установить следующий налоговый период: квартал или год.
Налоговая декларация: до 5 числа месяца, следующего за отчетным. Такой срок также обусловлен необходимостью сокращения «манипуляций» с налогом.
Возможность возврата: не предполагается. Стимулирование отраслей или отдельных субъектов, как было описано выше, должно проводиться через другие государственные структуры. Излишняя переплата налога должна входить только в счет будущих налоговых отчислений.
Рассмотрим пример: Предприятие А приобретает для своих целей станок у предприятия Б за 1 млн руб.
В платежном поручении предприятие А указывает сумму в 1 030 000 руб., которая была получена следующим образом:
[Сумма по договору, счету] * [100%+налоговая ставка] = 1 000 000*103%.
Банк с указанной суммы самостоятельно удерживает двойную ставку (за покупателя и за продавца), проверяя корректность операции, и сразу перечисляет ее в бюджет, что составит сумму 60 000, полученную следующим образом:
Н1 = 2* [Сумма в платежном поручении] * [ставка]/[100%+ ставка] = 2*1 030 000*3%/103%.
И перечисляет банку продавца следующую сумму:
[Сумма в платежном поручении] - Н1.
Продавец получит: 1 000 000–30 000 = 970 000.
Такая система подразумевает налогообложение всех сделок купли-продажи. Это, как минимум, уничтожит посреднические фирмы, «серые схемы», сократит реальную себестоимость и снимет необходимость повышенного контроля и так далее.
Произведенные расчеты для разных типов отраслей, групп компаний и т. п. показали, что, несмотря на сокращение количества налогов и уменьшение налоговой ставки, реальные налоговые поступления в бюджет только возрастут (добросовестные налогоплательщики станут платить меньше, а предприятия, которые необоснованно избегали налогообложения, больше).
При этом будут достигнуты следующие результаты:
- Значительное снижение налогового бремени на средний и крупный бизнес. Предлагаемая налоговая система окажет еще меньшее давление на бизнес, чем существующая упрощенная система налогообложения. Налоговое бремя на добросовестные предприятия может сократиться в три раза.
- Снижение налогового бремени на малый бизнес. То есть, даже малые предприятия получат выгоды от введения нового налога.
- Значительное повышение собираемости налогов. Доказано, что вовлечение банков в качестве налоговых агентов, учитывая долю безналичных расчетов в РФ, увеличит собираемость налогов в РФ. Более того, она сделает поступления в бюджеты РФ от нового налога плановыми и предсказуемыми.
- Уменьшение выходных цен на продукцию. Желание продавцов и покупателей сэкономить на новом налоге будут, должны подталкивать и первых, и вторых на снижение выходной/входной цены.
- Вывод средств из «теневой» экономики. За счет очевидного и труднообходимого механизма взимания налога и значительного уменьшения налогового гнета. Можно с большой степенью вероятности утверждать, что введение нового налога позволит снизить объемы «теневой» экономики, что благотворно скажется на всей экономической ситуации в РФ.
- Упрощение ведения налогового учета. За счет чрезвычайно простого механизма начисления и контроля новая налоговая система значительно упростит ведение налогового учета.
- Сближение бухгалтерского и управленческого учета. За счет отделения налогового учета от бухгалтерского, за счет упрощения бухгалтерского учета как такового можно прогнозировать в ближайшей перспективе после введения предложенных новаций сближение бухгалтерского и управленческого учета, острую потребность в котором испытывают сегодня российские предприятия.
- Минимизация налогового администрирования. Очевидность взимания нового налога и простота отчетности по нему должна привести к значительной экономии денежных средств из бюджета РФ на налоговое администрирование и содержание ФНС.
Борис Федосимов, Генеральный директор ОАО «Холдинг «Люди Дела»
Статья оказалась полезной? Поделиться в