Минфин представил основные направления налоговой политики на ближайшие три года
Минфин РФ подготовил документ «Основные направления налоговой политики 2016-2018 годы». На его основе будет верстаться бюджет на ближайшие три года. Главное отличие нынешнего плана от предыдущих – это сохранение конструкции фискальной системы без существенного изменения ставок и налоговой базы.
Так, правительство РФ не планирует повышения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики в среднесрочной перспективе, вплоть до 2019 года, следует из документа.
Ставки акцизов на 2016 и 2017 годы предлагается оставить без изменений, а на 2018-й — проиндексировать на инфляцию из готовящегося трехлетнего макропрогноза. Также в следующие три года Минфин не намерен касаться системы страховых взносов во внебюджетные фонды. По части НДПИ на нефть и газ ведомство после серии налоговых маневров предлагает ничего не менять.
Из новых направлений в документе — увеличение стоимости амортизируемого имущества, которое позволит списывать на затраты бизнеса стоимость недорогого оборудования сразу при его вводе в эксплуатацию, а не через механизм постепенной амортизации.
В части НДС предлагаются точечные меры, направленные как на упрощение его возмещения, так и на борьбу с неправомерным возвратом. В первом случае предлагается наделить правом на заявительный порядок организации, предоставившие поручительство материнской компании. Во втором - налогоплательщика обяжут восстановить НДС, принятый к вычету по авансам, если поставка в течение определенного времени не состоялась.
Другая новация касается применения зарубежного опыта предварительного налогового контроля. Суть в том, что бизнес сможет заранее получить от Налоговой информацию о последствиях будущей сделки. Также Минфин предлагает расширить перечень информации, не относящейся к налоговой тайне, которую бизнес сможет запрашивать от ФНС в целях проверки контрагента на склонность к уклонению от налогов. Такая превентивная мера позволит избежать заключения сделки с недобропорядочными компаниями.
Среди других направлений плана: амнистия капиталов, снижение ставки налога на прибыль с 20% до 10% для новых промышленных предприятий.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Федосимов Борис, генеральный директор, ОАО «Холдинг «Люди Дела»:- Как вы прокомментируете основные направления налоговой политики, подготовленные Минфином на ближайшие три года?
- Политика, взятая правительством РФ, в лице Минфина, по подготовке и принятии основных направлений налоговой политики на каждые три года очень верная, поскольку позволяет не только государству, но и частным структурам, зарубежным инвесторам прогнозировать свое экономическое положение и риски.
Проблема только в одном: слова расходятся с делами. Уже не один раз чиновники разных уровней обещали, что налоговая нагрузка, как и налоговая система не будут меняться до 2018 года – это должно показать стабильность и привлекательность нашей налоговой системы! В реальности же совершенно другая картина: введен торговый сбор; измерены ставки налогов; убраны некоторые льготы; усилено налоговое администрирование и т.д и т.п. На первый взгляд кажется, ну что такого! Ну, изменили немного ставки (или предельные базы для исчисления страховых взносов, базы для исчисления других налогов); ну, убрали некоторые льготы; ну, уменьшили количество предприятий, которые могут работать на УСНО или ЕНВД… а на самом деле – это значительное увеличение налоговых поступлений во все уровни бюджета и, следовательно, сильное изменение налогового гнета. Людям, далеким от экономики, а уж тем более от налогов, легко затуманить восприятие «правильными словами»: «Мы сохраняем преемственность налоговой политики, не вводим новых налогов, не утяжеляем налоговое бремя…» - многие верят, но не понимают, почему они стали жить хуже!
Та же история с амнистией капиталов. Очевидно, что данный законопроект рассчитан на крупный бизнес. Декларирование своих зарубежных счетов, недвижимости и прочих активов средним, а уж тем более, малым бизнесом не даст необходимого экономического эффекта для РФ.
Несмотря на заявления, что к владельцам возвращенных капиталов не будет никаких претензий и вопросов об их источнике, предыдущие амнистии показали совершенно обратную ситуацию... и это пугает бизнесменов. Именно поэтому текущая редакция закона чрезвычайно либеральна! Но не надо забывать будущий эффект от такого декларирования, ведь не смотря на то, что штрафа по уплате налога на имущество (дивиденды и т.п.) не будет, но в будущем эти налоги придется заплатить в России, а это огромные деньги + контроль + возможная репатриация капитала!!
При этом, зарубежные власти озаботились возможными возвратами капиталов в Россию и инициировали проверки легальности источников российских денег в их банках. Цель понятна: в случае попыток вернуть эти деньги в Россию их просто отнимут, признав их полученными преступным путем. Но как ни странно, это может помочь нам, поскольку такие начавшиеся проверки реально напугали российских олигархов, а недавний пример Кипра, показал, что российские деньги не будет защищать никто! Поэтому, в большинстве случаев, амнистировать свой капитал будет выгодно, хотя бы только потому, что сократятся транзакционные издержки.
Что касаемо предварительного налогового контроля, то он уже действует и действительно выгоден крупным российским предприятиям, имеющим возможность не использовать никаких серых или черных схем оптимизации налогов!
И, конечно же, радует новация об усилении должной осмотрительности: похоже сбудутся прогнозы скептиков, которые еще много лет назад утверждали, что в структуре каждого бизнеса будет отдел экономической безопасности, собирающий сведения о всей цепочке поставщиков (бенефициаров) вплоть до первого производителя и сообщающего налоговым органам информацию о подозрительных сделках, лицах. Тогда налоговый контроль, по сути, станет самоконтролем - красивая утопия.
Андрей Гэу, Сейчас.ру
Статья оказалась полезной? Поделиться в