Сотрудничество с Китаем: как нам не проторговаться?

15.06.2010

 

Поток товаров из Китая в Россию уже не ограничивается ширпотребом, в нем все больше высокотехнологичных товаров. Мы же по-прежнему отправляем в КНР в основном сырье. Не становимся ли мы сырьевым придатком восточного соседа? Стимулировать или ограничивать экономическое сотрудничество с ним? С чьей стороны барьеры уже выше? Ответить на эти вопросы «ДК» предложил на очередном заседании «Дискуссионного клуба».

Участники

ЯН АЛЕКСАНДРОВСКИЙ председатель совета директоров компании «Интермостлогистика»

СВЕТЛАНА ВОЙНОВА генеральный директор агентства «Личный риэтер»

ВИКТОР ДОЛЖЕНКОВ заместитель директора филиала «Ингосстрах» в Новосибирске

СЕРГЕЙ ЗАКОВРЯШИН руководитель отдела внешних связей Сибирского отделения РАН

ЕГОР ЛЕДЯЕВ исполнительный директор холдинга «Люди Дела»

ОЛЬГА МАКАРОВА заместитель директора швейной фабрики «Синар»

ДМИТРИЙ МИКИТЧЕНКО председатель комитета по внешнеэкономическим связям и туризму администрации Новосибирской области

ВЛАДИМИР САНДАКОВ председатель комитета по международному сотрудничеству и внешнеэкономическим связям мэрии Новосибирска

Актуальность тематики привлекла большую аудиторию — в конференц-зале River Park Hotel не осталось свободных мест. Модератор Дискуссионного клуба, исполнительный директор холдинга «Люди Дела» ЕГОР ЛЕДЯЕВ начал разговор с предельно конкретного вопроса: положительно или отрицательно сказывается на экономике нашей страны и нашего региона сотрудничество с Китаем?

Китай и Россия: кто кому старший брат?

Сотрудничество с КНР не просто полезно, но и неизбежно. Такое мнение высказал председатель комитета по внешнеэкономическим связям и туризму областной администрации ДМИТРИЙ МИКИТЧЕНКО. В этом его поддержали и другие участники Дискуссионного клуба. КНР — это «огромный сосед с огромной экономикой», — подчеркнул председатель комитета по международному сотрудничеству и внешнеэкономическим связям мэрии Новосибирска ВЛАДИМИР САНДАКОВ. Он вспоминает, что в 50-е годы прошлого века «мы смотрели на Китай как на бедного родственника, младшего брата». В последние десятилетия КНР совершила мощный экономический рывок. «Мы должны тщательно продумывать все моменты сотрудничества, чтобы оно было более эффективным», — сказал Владимир Сандаков. Закрытость вредит любой экономике, считает Дмитрий Микитченко. Россия сейчас пытается интегрироваться в мировое хозяйство, Китай уже сумел это сделать, стал экспорто- ориентированной страной. Крупнейшие транснациональные корпорации ежегодно инвестируют в экономику Китая миллиарды долларов. Их привлекает то, что себестоимость продукции в Китае — одна из самых низких в мире. Около 80% китайского ВВП формируется в свободных экономических зонах. «Мы конкурируем не просто с Китаем, а с крупнейшим бизнесом мира, который на его территории производит свою продукцию», — подчеркнул чиновник обладминистрации.

Швейные фабрики ищут спасительную нишу

Ни для кого не секрет, что основное сотрудничество с Китаем заключается в экспорте сырьевых товаров и импорте ширпотреба. Не уничтожит ли это сотрудничество наше российское производство? «Как выживают в этих условиях швейные предприятия?» — поинтересовался модератор у ОЛЬГИ МАКАРОВОЙ, заместителя генерального директора швейной фабрики «Синар». Из ее ответа следовало, что китайский экспорт способен удовлетворять только массовый спрос, потребность в самых незамысловатых, стандартных товарах, а за местными производителями остается приоритет в выпуске мелких партий одежды. Они способны выиграть за счет оригинальности моделей, неповторимости дизайнерских решений. Никто же не хочет наряжаться в одинаковую одежду. Как объяснила Ольга Макарова, для производства одежды среднего ценового сегмента пока еще выгоднее завозить в Россию из Китая ткани, а не готовые изделия. Поэтому местные компании и выживают: закупают ткани и фурнитуру в КНР и шьют здесь. «Выживаем, поскольку обеспечиваем качество и разнообразие моделей», — сказала она. А вот в производстве обуви действительно аналогов, дешевле китайской продукции, не найти. Основывать и развивать обувное производство в России стало невыгодно. Градус дискуссии повысился в ходе обсуждения проблем таможенных барьеров. Председатель совета директоров компании «Интермостлогистика» ЯН АЛЕКСАНДРОВСКИЙ рассказал, как изменения таможенных тарифов влияют на структуру импорта из Китая. Так, например, с начала этого года, по его сведениям, прекратились поставки отделочного материала алюкобонд, пошлина на который резко повысилась. «И все-таки остаются товары, нечувствительные к таможенной политике, — заметил он. — По-моему, никогда не прекратится импорт китайского чая». Ольга Макарова перечислила и иные, помимо таможенных, барьеры. Сложнейшим из них была и остается система расчетов: китайцы предпочитают предоплату, а переговоры с ними об отсрочке платежей на основе банковских гарантий отнимают слишком много времени. По ее мнению, торговля с Китаем для российских предприятий упростится, когда разрешится вопрос об оплате в юанях, без привязки к курсу доллара.

Нас спасет интеллектуальная продукция

Сотрудничество между нашими странами, безусловно, будет продолжаться в любом случае. В каких сферах оно необходимо, а в каких его, возможно, стоит ограничить? На этот вопрос попытался ответить руководитель отдела внешних связей Сибирского отделения РАН СЕРГЕЙ ЗАКОВРЯШИН. По его словам, нам, наверное, бессмысленно соревноваться с Китаем в производстве одежды и обуви. Там рабочая сила дешевле и климат лучше даже в северных провинциях, но в плане инноваций, атомной энергетики, ракетостроения, космоса и других отраслей нам есть что предложить. Наша академия наук производит уникальный продукт — знания. А Китай в знаниях остро нуждается. Финансирование науки в КНР намного лучше, чем в РФ, но не все решают деньги. В этой сфере Россия имеет явное преимущество перед Поднебесной, его нельзя упускать, именно интеллектуальную продукцию и надо предлагать в рамках сотрудничества. Она и ценится дорого. По словам Сергея Заковряшина, в 90-е годы один только Институт ядерной физики СО РАН поставил в КНР оборудования на $40 млн, что позволило институту сохранить коллектив, обновить станочный парк. Китай остро нуждается в наших научных достижениях. Как отметил Сергей Заковряшин, китайские делегации, приезжающие в СО РАН в последнее время, интересуются прежде всего энергосберегающими технологиями, новыми материалами и сотрудничеством в сфере экологии. Дмитрий Микитченко добавил, что Новосибирская область могла бы представлять для КНР интерес и в плане логистики, но, к сожалению, из-за кризиса развитие соответствующей инфраструктуры в нашем регионе замедлилось. «Возможно ли продвижение сибирского зерна на китайский рынок?» — поинтересовался у экспертов заместитель директора новосибирского филиала «Ингосстрах» ВИКТОР ДОЛЖЕНКОВ. «В тех объемах, которые мы хотим продать, Китаю наше зерно не интересно. К тому же транспортный тариф делает зерно неконкурентоспособным», — ответил Дмитрий Микитченко.

Пора учить великий и могучий китайский язык

Владимир Маяковский писал, что «русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин», а участники Дискуссионного клуба в завершении дебатов сошлись во мнении, что знание китайского языка отнюдь не прихоть, а насущная необходимость. Причем найти достойного переводчика сложно — в этом языке много разных толкований одинаково звучащих слов. В оживленной дискуссии выяснилось, что языковой барьер — худший из барьеров на пути к процветанию российско-китайской дружбы и экономического сотрудничества. «Поднимите руки, кто знает хотя бы сто слов по-китайски?» — спросил собравшихся предприниматель ВЛАДИМИР КОСТИН. В переполненном зале поднялась лишь одна рука. «Найти хорошего переводчика сложно, даже его наличие не гарантирует полноты понимания, — заверил Ян Александровский. — Я постоянно сталкиваюсь с тем, что документы оформлены неправильно. Вроде все условия были оговорены по нескольку раз, и китайские партнеры стараются сделать как лучше. Но неточности возникают при переводе». «Планируем ли мы повышать конкурентоспособность наших легкой промышленности и сельского хозяйства?» — поинтересовалась у чиновников гендиректор агентства «Личный риэлтер» СВЕТЛАНА ВОЙНОВА. И привела пример того, как Китай защищает свой рынок. По ее словам, для иностранцев купить недвижимость в Китае почти невозможно. «Я вас уверяю, у китайцев нет запрета на покупку иностранцами недвижимости, есть лишь некоторые ограничения. А связано это с тем, что перед Олимпиадой цены на жилье стали расти», — отреагировал Дмитрий Микитченко. Вопрос о повышении конкурентоспособности нашей промышленности переадресовал правительству. Как бы ни были высоки барьеры, китайская экспансия на российский рынок будет продолжаться. Дмитрий Микитченко считает, что единственный способ ей противостоять, — предложить интеллектуальную продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Автор: Ирина Ульянина, Журнал «Деловой Квартал»


Статья оказалась полезной? Поделиться в

Возврат к списку

Проблемы

Отсутствие управленческого учёта, Непонимание пути дальнейшего развития

Отсутствие управленческого учёта, Непонимание пути дальнейшего развития

Подробнее показать все »

Проекты

2015

Аудит системы маркетинга компании "Фловинчи"

Подробнее показать все »

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 29.03.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее показать все »

Статьи

Информационная рассылка Холдинга "Люди Дела - BPC group" за февраль 2024 года

Изменение действующего законодательства, полезные статьи для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group" за февраль 2024 года.

Подробнее показать все »