Откуда берутся нелепые названия фирм?
Один новосибирский предприниматель решил придумать название для своей фирмы, торгующей препаратами для лечения дисбактериоза. Проштудировав том древнегреческих мифов, он остановился на имени Протей — так звали сына бога морей Посейдона.
Хорошо, что супруга владельца, биолог по профессии, вовремя объяснила мужу, что это не только имя божества, но и название вредного микроба, вызывающего болезни кишечника.
Покупки в эпицентре
Но видимо, не всех успевают остановить. Иначе откуда в нашем городе берутся странные, смешные и нелепые названия предприятий? Кто, например, решил что «Эпицентр» - это подходящее название для магазина, торгующего электрооборудованием ?! Ведь согласно современному толковому словарю, эпицентр это « …проекция центральной точки очага землетрясения (гипоцентра) на земную поверхность. Термин «эпицентр» также применим и к ядерному взрыву». Ехать в такое место за лампочкой или электрокамином – ну уж извините!
Почему рождаются подобные шедевры, кто их изобретает - враги неопытных предпринимателей? По словам директора Маркетингового Агентства «Люди Дела», специалиста по неймингу Евгения ТИТКОВА, такие названия придумывают сами владельцы компаний.
-- Мы неоднократно имели дело с предприятиям, которые говорят, что имя уже придумано, а теперь нужны продажи, - поясняет Евгений Викторович, - Собственники считают, что раз они создатели бизнеса – то только они знают, как может называться их детище. При этом они не проводят никаких исследований, чтобы понять, как это имя воспринимается клиентами. И даже не удосуживаются проверить, нет ли схожих названий предприятий в том же сегменте рынка. А ведь имена влияют как на отношения самих продавцов к тому, чем они занимаются, а также на отношение покупателей, а значит и на продажи.
Страна Пивляндия
В новосибирске около сотни пивных магазинов. Когда читаешь их названия, возникает такое ощущение погружения в какой-то специфический пивной мир. «Мира пива» у нас, кстати, целых два, а есть еще «Страна Пивляндия». Забавные названия, такие как «О! Пивко!», «Пивасик и Квасик», «КаПИтошка. Во!», «Пиваныч существуют в единственном экземпляре, зато «Пивных заправки» у нас целых три! Часто встречается морская тематика: наряду с «Морем пива» есть «Пивная бухта», «Пивной остров» , «Пивной прибой», «Пивная лагуна», «Пивная гавань». Горная тема почему-то тоже присутствует: одна «Пивная штольня» и две просто «Штольни» (но тоже пивные точки). Есть у нас не только «Пивная бочка», что естественно, но и «Пивная биржа».
По словам Евгения Викторовича, подобные однотипные названия свидетельствуют о неуважении к потребителю. То есть хозяин заведения считает, что если не написать в названии «Пиво», то потребитель не поймет о чем идет речь, оно никак не обыгрывается, никакого креатива. Люди на подсознательном уровне понимают, что их «держат за дураков». И когда появится заведение с оригинальным названием, человек выберет его. Потому что когда название уникальное, то выше вероятность, что и сервис будет тоже уникальным. Когда руководитель готов «вкладывать» в название, значит, он будет внимательным и к другим сторонам своего бизнеса.
Красота – это блажь!
«Блажь» - так называется один из новосибирских салонов красоты.
- Такое ощущение, что это название придумал человек с тяжелой судьбой, - шутит Евгений Викторович, - что бы он ни предпринимал, окружающие говорили ему: все это блажь! И в конце концов он решил начать делать на этом деньги. А если серьезно, скорее всего такое название снижает потребительский поток. Потому что блажь – это то, что тебе на самом деле не нужно. Тот, кто придумывал такое название, скорее всего, не чувствует нюансов русского языка, не ощущает негативного оттенка, заключенного в этом слове. То же можно сказать и о названии еще одного новосибирского салона красоты «Дежавю». Какая смысловая нагрузка у этого слова? Дежавю – это то, что я уже где-то видел, я уже там был – а надо ли мне идти туда? Такие вещи воспринимаются людьми подсознательно.
Кариес здесь не лечат
Один из новосибирских стоматологических кабинетов носит название «Сто процентная парадонтология». По словам Евгения Титкова, это имя трудно даже отнести к категории названий. Название должно быть брендом, ярлыком – а, это, скорее, из разряда слоганов. Или даже часть перечня услуг из прайса компании. А люди видят такое название и думают – там что, больше ничего не лечат кроме проблем с парадонтом? Кроме того, слово «стопроцентный» у русского человека вызывает подозрение, люди привыкли, что там, где обещают слишком много, на самом деле могут обмануть.
Иногда люди хотят донести через название хорошую идею: например называя стоматологический центр «Анти-СПИД –Сибирь» владельцы хотели донести до потребителя идею безопасного лечения. Но, по мнению специалиста по неймингу, сочетание «Анти-СПИД» само по себе несет негатив, а это отталкивает людей.
Кандык-продукт
-- Куда вы ходите за продуктами?
-- Да как обычно, в «Сосну».
Название продуктовых магазинов в нашем городе тоже могут удивлять. «Сосна», «Шанс» и «Шанс 1», «Кандык», «Светлячок-Б» и даже «Фатум».
По мнению Евгения Титкова, «Сосна» – может быть названием для магазина, где продают изделия из дерева, но никак не продукты. У человека на уровне подсознания возникает вопрос – а туда ли я пришел? Дадут ли мне здесь то, что я хочу? Такое название как «Шанс» (а тем более если он только один) внутренне воспринимается негативно – это то, чем нужно успеть воспользоваться, иначе что-то потеряешь. То же касается «Фатума» - в этом слышится обреченность. Подобные названия – вид духовного террора.
Безликая масса.
В Новосибирске 98 предприятий использовали в названии слово «мир». Существует «Мир ворот», «Мир кедра», «Мир колбас», «Мир крепежа», «Кассовый мир», есть «Цветочный мир» и «Цветущий мир», есть миры пряжи, сантехники, и даже «Мир туник». Очень часто используются и имена собственные – у нас много предприятий под названием «Татьяна», «Елена», «Наталья» и так далее.
-- Использование в названии слова «мир» - из разряда решений, лежащих на поверхности, - комментирует ситуацию Евгений Титков, - в психологии многих людей все миры – это общность неких государственных предприятий. Ассоциация уходит корнями еще в советские времена: сеть магазинов «Детский мир». Поэтому нынешние «миры» воспринимаются как нечто безликое, не имеющее своей индивидуальности. Имена собственные – это вообще беда непрофессионалов. У них идет прямая ассоциация: имя человека – имя магазина. На земле много Татьян и Елен, и магазинов много. Беда та же – нет индивидуальности.
Лавировали да не вылавировали
Еще одна беда кустарных поименователей – труднопроизносимые либо неблагозвучные названия. Салон красоты под названием «Капакобана», предприятие по установке окон и жалюзи «Аабат».
-- Люди, создававшие такое имя не удосужились провести семантический анализ, - сетует Евгений Викторович, -
Специалист отмечает, что сегодня есть специальные программы, которые помогут провести фоносемантический анализ слова, проверить его на благозвучность, удобочитаемость. И даже в программе «Word» есть функция, которая поможет проанализировать текст, в том числе и состоящий из одного слова.
- У каждой второй фирмы Новосибирской фирмы сегодня название придумано с ошибками, - резюмирует Евгений Титков, - потому что при создании имени есть очень много факторов, которые нужно учитывать. Это и удобочитаемость, соответствие как характеру реализуемой продукции, так и целевой аудитории, для которой оно предназначена, и индивидуальность, и многое другое. Я бы очень хотел чтобы в Новосибирске, - одном из лучших городов России, эта проблема решалась, чтобы владельцы бизнеса осознали, что хорошее имя – это залог успешной работы предприятия.
Вероника КЛИМОВА
Статья оказалась полезной? Поделиться в